Вечерние тени

6 мин.
Скульптура L’Ombra di San Gimignano (Тень Сан-Джиминьяно), бронза, 3 в. до н.э., Этрурия
(Museo Archeologico di San Gimignano – Археологический музей Сан-Джиминьяно, Италия)

Позеленевшую бронзу среди комьев земли заметила сама хозяйка фермы. На участке заменяли трубы, и ей приходилось следить за рытьём траншеи. Она сразу крикнула рабочему, чтобы тот остановил экскаватор.

Так совершенно случайно в 2010 году недалеко от городка Сан-Джиминьяно в Тоскане была найдена ещё одна Вечерняя тень. Находка оказалась бесценной не только потому, что Вечерние тени встречаются крайне редко, и не только потому, что статуэтка имеет прекрасную сохранность и уникальные стилистические черты. Открытие в траншее позволило учёным приблизиться к пониманию первоначального контекста использования этрусками  вотивных предметов .

Скульптура из бронзы лежала лицом вверх на глубине около двух метров. Рядом обнаружили алтарь из камня квадратной формы со следами огня. На нём совершались обряды с религиозными подношениями местным божествам. Эта священная территория на холме, недалеко от ручья, в течение пяти веков с 3 в. до н.э. по 2 в. н.э. была связана с культом богов воды и земли, с молитвами, жертвоприношениями и надеждами.

Находке дали сразу два имени: этрусское Hinthial, что означает «душа», «священный», и итальянское Ombra di San Gimignano – «Тень Сан-Джиминьяно». Как только её очистили от грязи и окислений, стало понятно, что она ничуть не уступает самой известной статуэтке бронзового этрусского мальчика Ombra della Sera из Вольтерры.

Год, когда был найден мальчик, точно неизвестен. Предполагается, что его обнаружили около 1728 года во время первых раскопок некрополя Вольтерра. За прошедшие с тех пор столетия появилось множество интерпретаций этой необычной скульптуры, но в последнее время принято считать, что мальчик олицетворяет бога плодородия. Возможно, священное изображение создали, чтобы во время одного из ритуалов оставить в земле, и тем самым защитить её плоды. 

Обе скульптуры датируются 3 в. до н.э. и относятся к эллинистическому периоду этрусского искусства. Автором названия «Вечерние тени», которое стало общим для вытянутых, непропорционально тоненьких этрусских статуэток, предположительно является Габриэле Д’Аннунцио, итальянский писатель – символист и поэт. Возможно, они напомнили ему длинные тени людей в лучах заходящего солнца. 

Посмотрим, кого же спасла от ковша экскаватора владелица итальянской фермы. Высота скульптуры 64,6 см, её вес 2200 г.

В отличие от обнаженного бронзового мальчика из Вольтерры, Тень Сан-Джимильяно завёрнута в длинную тóгу до икр – открытыми оставлено плечо, правая рука и часть груди. На ногах надеты  кальцéи . Тога и обувь позволяют датировать памятник 3 веком до н.э. и предположить в молодом человеке, изображённом в позе молитвенного стояния, магистратора или жреца.

В правой руке мужчина держит плоскую чашу-патéру, которую использовали для питья или жертвоприношения. Такие чаши часто встречаются в скульптурах Этрурии, особенно в этрусских погребальных саркофагах. Левая рука прилегает к телу – она видна из-под тоги и повёрнута ладонью наружу. Ноги слегка расставлены, как будто статуэтка хочет шагнуть левой ногой.  

Главная особенность скульптур этого типа заключается в пропорциях: детали фигуры соответствуют анатомии человека, но конечности и туловище неестественно вытянуты. Единственная часть, которая сама по себе соразмерна, – это голова, то есть часть тела, которая определяет выразительность лица, характер и личность человека. 

Фото Museo Archeologico di San Gimignano из каталога выставки, посвящённой вотивным скульптурам Вечерние тени

Черты лица переданы с исключительным натурализмом и мастерством – большие глаза, крупноватый нос, полные губы, ямочка на подбородке. Много внимания этрусский скульптор уделил причёске: густые, чуть волнистые пряди волос зачёсаны по направлению к лицу – они закрывают часть лба и уши. В целом, мастер создал настолько правдоподобный и современный образ, что, однажды увидев, его невозможно забыть. 

Поскольку скульптуры Вечерние тени встречаются не так часто, и каждая из них очень оригинальна, основные памятники можно узнать «в лицо», вот только несколько примеров.

Женская вотивная скульптура «Афродита Неми», найденная в святилище Дианы,
бронза, классический период, 375-350 гг. до н.э., Этрурия (Лувр, Париж, Франция)
Этрусские вотивные статуэтки Вечерние тени
(National Etruscan Museum of Villa Giulia – Национальный этрусский музей Вилла Джулия, Рим, Италия)

Так что же это за таинственное явление – этрусские Вечерние тени? Какую задачу решал мастер, когда создавал свои произведения? В некоторых случаях нам даже сложно сказать, являются они изображениями простых смертных или божеств. К сожалению, нет точного ответа на вопрос о том, почему в эллинистический период искусства Этрурии иконография вотивных фигур предполагала удлиненные пропорции тела. Поэтическая версия связывает символизм вытянутых силуэтов с миром загробной жизни: как тени в падающем свете заходящего солнца становятся длиннее и тоньше, так и человек в конце своей жизни кажется всё более эфемерным, как если бы он приближался к миру мертвых. 

Крупнейший антиковед, автор монографии по искусству этрусков Г.И. Соколов тоже говорит о закате, хотя и в другом аспекте: «Силь­но схе­ма­ти­зи­ро­ван­ные их фор­мы свиде­тель­ст­ву­ют об изощ­рен­но­сти, свое­об­раз­ном, не затро­нув­шем, воз­мож­но, толь­ко порт­рет, «манье­риз­ме» в исто­рии этрус­ской брон­зо­вой скульп­ту­ры и бли­зя­щем­ся ее зака­те. Глу­бо­кий кри­зис посте­пен­но охва­ты­вал всю худо­же­ст­вен­ную жизнь этрус­ских горо­дов, усту­пав­ших уже не толь­ко физи­че­ско­му натис­ку рим­лян, но, оче­вид­но, и тем новым эсте­ти­че­ским прин­ци­пам, кото­рые при­но­си­ли с собой заво­е­ва­те­ли в поко­рен­ные рай­о­ны». 

P.S. Вместо постскриптума и длинных слов о причинах и связях – всего одна работа швейцарского художника Альберто Джакометти (1901 – 1966):

Альберто Джакометти. «Шагающий человек». 1961. Частное собрание
Фото: Kunsthaus zürich, Alberto Giacometti-Stiftung, 1965

Источники:

Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — (Очерки истории и теории изобразит. искусств).

Сайт музея Museo Archeologico di San Gimignano http://www.sangimignanomusei.it

Один комментарий

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *