Государственный Эрмитаж, один из крупнейших художественных музеев мира, продаёт NFT-токены из лимитированной коллекции. В серию вошли цифровые воспроизведения пяти живописных полотен из собрания Эрмитажа: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Куст сирени» Винсента Ван Гога, «Композиция VI» Василия Кандинского и «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне. Все токенизированные произведения созданы в двух экземплярах: один будет храниться в Эрмитаже, другой — выставлен на аукцион, который завершается 7 сентября в 15:00 мск.
Что же такое
? Если совсем просто – уникальный цифровой файл, подтверждающий факт владения определенным цифровым активом, чаще всего, произведением цифрового искусства, видеозаписью, онлайн-игрой, цифровой копией живописного произведения. Например, в 2021 году работу художника Бэнкси, купленную за 95 тыс. долларов США, конвертировали в цифровой файл, а затем физическое произведение искусства сожгли, устроив прямую трансляцию.Ну хорошо, предположим, что обладание единственным цифровым изображением произведения искусства мирового уровня приятно подогревает чьё-то замерзающее самолюбие. Но как понять спрос на то, что называется произведениями цифрового искусства? Вращающиеся розовые кирпичи, обезьяны с педикюром, детские рисунки, картины Ван Гога, распадающиеся на пиксели… Почти двадцать миллионов долларов США за каждую. Двадцать миллионов, Карл! Игроки пытаются угадать, какая «серия» вызовет интерес и на сколько вырастет её цена. Они мониторят новые серии, которые появляются ежесекундно. Все понимают, что это финансовая пирамида и торопятся войти в число выигравших.
Вся эта история начинает напоминать другое массовое увлечение, вошедшее в историю под названием «Тюльпаномания».
В начале 17 века в Нидерландах тюльпанами интересовались преимущественно профессиональные цветоводы, а стоимость луковицы обычного цветка не превышала 1–2 гульденов. Редкие луковицы сортов с пёстрыми лепестками стоили дороже – они появлялись почти случайным образом, как результат вирусного заболевания растения, и крайне плохо размножались. Первоначально такие луковицы даже не продавались – цветоводы выменивали их друг у друга. Но с появлением новых пестролепестных сортов на них стал формироваться спрос в кругу состоятельных ценителей искусства. Голландцы любят всё красивое. Одни и те же заказчики покупали у посредников картины великих мастеров, античные статуи и редкие луковицы.
К 1634 году многие поняли, что на любви и интересе к тюльпанам можно хорошо заработать – их стали приобретать для перепродажи. Сделки заключались не только в сезон, а круглый год на основе выписывания векселя с датой доставки цветка. Появился фьючерсный рынок клубней тюльпанов. Летом 1636 года торги приняли ажиотажный характер. Чтобы приобрести луковицы, люди продавали дома, землю, станки. Иногда луковицы приобретались в складчину. В это время одну луковицу давали в качестве приданого невесте, три стоили столько же, сколько хороший дом. Все разговоры и сделки вращались вокруг единственного предмета – луковиц.
Считается, что экономные голландцы ударились в спекуляции не в последнюю очередь благодаря высокому уровню доверия в кружках любителей тюльпанов. Голландское общество дробилось на узкие кланы, цеха, религиозные общины. Доверительная атмосфера таких тесно спаянных сообществ вселяла в голландцев ложную уверенность в своих знаниях и подчиняла их волю чужим мнениям.
Есть также мнение, что тюльпанной лихорадке способствовала бубонная чума. В Харлеме, центре тюльпанных торгов, максимум смертей от чумы зафиксирован осенью 1636 г. Одни авторы полагают, что ощущение близкой смерти сняло моральные запреты, удерживавшие голландцев от безрассудства. Другие считают, что сокращение рабочей силы привело к росту её стоимости и появлению свободных денег.
Эпилог. Финансовая пирамида требует постоянного притока новых игроков. За полгода ажиотажных торгов, к февралю 1637 г., на рынке не осталось свободных денег, покупать тюльпаны стало некому, все хотели их продавать. Перегретый рынок рухнул, цены упали – всего за одну ночь тысячи голландцев были разорены.
Источники:
Муравьева Л.А. Экономика Голландии золотого века (XVI-XVII вв.) // Международный бухгалтерский учет. 2015. №8 (350)
Фёдоров А.Е. Влияние геологических факторов на психическое состояние людей в Европе // Пространство и Время. 2012. №1