Выставка «Константин Горбатов. Приближая красоту». 19 июня – 5 декабря 2021

3 мин.

Музей «Новый Иерусалим», главный хранитель наследия Константина Горбатова (1876, Ставрополь (ныне Тольятти) – 1945, Берлин), проводит уникальную выставку, приуроченную к его 145-летию (https://njerusalem.ru/vystavki-i-ekspozicii/exhibit/konstantin-gorbatov-priblizhaja-krasotu/). Впервые вместе собраны более 100 живописных и графических работ художника, в том числе, из коллекций Третьяковской галереи и Русского музея. 

Венеция. 1942. Картон, масло. Музей «Новый Иерусалим»

Навигация по экспозиции логична и удобна: три больших зала с работами художника занимают почти весь второй этаж музея. Используя разное освещение и цветовое оформление, организаторы создали особую атмосферу в каждом выставочном пространстве. В первом зале в основном представлены дореволюционные работы, во втором – полотна итальянского периода эмиграции, в третьем – последнего, берлинского периода.  

Итальянский дом. 1926. Холст, картон, масло. Музей «Новый Иерусалим»

Выплывая из одного помещения и готовясь занырнуть в следующее, можно расслабить «оптику» в просторном фойе. Не пренебрегайте этой возможностью. Увы, большое количество работ, которое, казалось бы, является несомненным достоинством экспозиции, с какого-то момента начинает работать против своего автора.

Марина Гранде. Капри. Середина 1920-х. Холст, картон, масло. Музей «Новый Иерусалим»

Уже во втором зале проявляется привязанность Константина Горбатова к нескольким любимым темам, создающая достаточно монотонное повествование о его творческом пути. Нельзя не замечать повторяющихся из раза в раз видов Пскова и Новгорода, пейзажей Капри и однообразных композиций. С какого-то момента глаз зрителя радостно и благодарно откликается на любые сюжеты, в которых нет парусов и отражений.  

Рыбацкие лодки. Середина 1920-х. Холст, картон, масло. Музей «Новый Иерусалим»
Венецианская ночь. 1930-е. Холст, картон, масло. Музей «Новый Иерусалим»

Возможно, сам автор был бы удивлён тем, что многочисленные полотна, собранные в одном месте, так выпукло представляют особенности его живописной техники. Одна и та же крошечная женская фигурка в красной юбке в российских пейзажах; резковатый изумрудный оттенок зелёного, особенно неприятный в сочетании с розовым; рефлексы на воде, написанные тем же тоном, что и сами предметы… 

Мелочи эти заметны, чувство некоторой неловкости вполне отчётливо, но нельзя же позволить красным юбкам омрачить праздник знакомства с настоящей, профессиональной масляной живописью русского автора! 

Окрестности Петербурга. 1920. Фанера, масло. Музей «Новый Иерусалим»
Капустное поле. 1942. Картон, масло. Музей «Новый Иерусалим»

Если получится – смотрите каждую следующую работу, как если бы она была первой, делайте перерывы между залами. И вы получите огромное удовольствие от того, что все мы так любим – свинцового северного неба, морозного воздуха и печного дыма старых русских городов; от тёплых итальянских пейзажей, полных игры света и тени, запахов сосен и моря; от сказочных реконструкций мистического града Китежа. 

Пейзаж. 1921. Холст, картон, масло. Государственный Русский музей
Гурзуф. 1917. Холст, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Вид древнего Пскова. 1918. Холст, масло. Собрание В.И. Литвякова

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *