Музей «Новый Иерусалим», главный хранитель наследия Константина Горбатова (1876, Ставрополь (ныне Тольятти) – 1945, Берлин), проводит уникальную выставку, приуроченную к его 145-летию (https://njerusalem.ru/vystavki-i-ekspozicii/exhibit/konstantin-gorbatov-priblizhaja-krasotu/). Впервые вместе собраны более 100 живописных и графических работ художника, в том числе, из коллекций Третьяковской галереи и Русского музея.
Навигация по экспозиции логична и удобна: три больших зала с работами художника занимают почти весь второй этаж музея. Используя разное освещение и цветовое оформление, организаторы создали особую атмосферу в каждом выставочном пространстве. В первом зале в основном представлены дореволюционные работы, во втором – полотна итальянского периода эмиграции, в третьем – последнего, берлинского периода.
Выплывая из одного помещения и готовясь занырнуть в следующее, можно расслабить «оптику» в просторном фойе. Не пренебрегайте этой возможностью. Увы, большое количество работ, которое, казалось бы, является несомненным достоинством экспозиции, с какого-то момента начинает работать против своего автора.
Уже во втором зале проявляется привязанность Константина Горбатова к нескольким любимым темам, создающая достаточно монотонное повествование о его творческом пути. Нельзя не замечать повторяющихся из раза в раз видов Пскова и Новгорода, пейзажей Капри и однообразных композиций. С какого-то момента глаз зрителя радостно и благодарно откликается на любые сюжеты, в которых нет парусов и отражений.
Возможно, сам автор был бы удивлён тем, что многочисленные полотна, собранные в одном месте, так выпукло представляют особенности его живописной техники. Одна и та же крошечная женская фигурка в красной юбке в российских пейзажах; резковатый изумрудный оттенок зелёного, особенно неприятный в сочетании с розовым; рефлексы на воде, написанные тем же тоном, что и сами предметы…
Мелочи эти заметны, чувство некоторой неловкости вполне отчётливо, но нельзя же позволить красным юбкам омрачить праздник знакомства с настоящей, профессиональной масляной живописью русского автора!
Если получится – смотрите каждую следующую работу, как если бы она была первой, делайте перерывы между залами. И вы получите огромное удовольствие от того, что все мы так любим – свинцового северного неба, морозного воздуха и печного дыма старых русских городов; от тёплых итальянских пейзажей, полных игры света и тени, запахов сосен и моря; от сказочных реконструкций мистического града Китежа.