Ферейские фрески. Святилище лилий и ласточек

4 мин.

В самом центре древнего города Акротири на острове Фера, на первом этаже комплекса Дельта, археологи нашли маленькое помещение с очень мощными стенами, которое по сюжету росписи назвали «Святилищем лилий и ласточек». Все три его стены занимала одна картина: скалы, поросшие кустами диких лилий, и резвящиеся над ними ласточки. 

Акротири. Сектор Дельта 2. Святилище лилий и ласточек. Ок. 1500 г. до н.э.
Акротири. Сектор Дельта 2. Святилище лилий и ласточек. Ок. 1500 г. до н.э.
(Национальный археологический музей, Афины, Греция / National Archaeological Museum, Athens, Greece)

Скалы

Восемь огромных скал «растут» прямо из земли, вздымаясь своими пиками почти на высоту стены. Они имеют индивидуальный, очень необычный рисунок склонов, который ни разу не повторяется. На поверхности склонов обозначен рельеф – причудливые складки и трещины. Скалы многоцветные, они делятся по вертикали на две-три цветные зоны – красную, жёлтую, серую, голубую. Общая жизнерадостно-мажорная гамма говорит о цветущей весне, празднике жизни, природном согласии. 

Лилии

На светлом фоне неба прекрасно видны цветы – тёмно-красные лилии на золотисто-жёлтых стеблях. Интересно, что нет ни одного куста, стебли которого поднимались бы строго вертикально или отклонялись по определённому канону. Все они неровные, извилистые, словно колеблются от свежего весеннего ветра. Учёные считают, что в минойской религии существовал культ ветров, поэтому в искусстве Феры часто встречается мотив живительного воздействия силы ветра на мир. 

Акротири. Сектор Дельта 2. Роспись западной стены: скалы, лилии, ласточки. Ок. 1500 г. до н.э.
Акротири. Сектор Дельта 2. Роспись западной стены: скалы, лилии, ласточки. Ок. 1500 г. до н.э.
(Национальный археологический музей, Афины, Греция / National Archaeological Museum, Athens, Greece)

Примечательно, что почти все кусты состоят из трёх стеблей, из которых центральный чуть выше других. В каждом раскрывшемся цветочке две тычинки и пестик жёлто-золотистого цвета. Лилии в минойском искусстве символизировали «три возраста жизни»: главные – взрослые, целиком распустившиеся, далее – «юноши», с тычинками и пестиком, но не раскрытые полностью, и затем – «дети», бутоны. В расположении «детских» бутонов по центру выражается благоговейное отношение минойцев к детям – их холили и лелеяли, пестовали со всевозможной нежностью, охраняя от жизненных бурь и невзгод. 

Ласточки

Акротири. Сектор Дельта 2. Святилище лилий и ласточек. Ок. 1500 г. до н.э.
Акротири. Сектор Дельта 2. Святилище лилий и ласточек. Ок. 1500 г. до н.э.
(Национальный археологический музей, Афины, Греция / National Archaeological Museum, Athens, Greece)

Над кустами лилий поодиночке и парами летают семь игривых ласточек с белыми тельцами, чёрными головками и характерными красными пятнышками. Каждую птичку художник показал в индивидуальной манере, добиваясь при этом убедительной передачи движения. Возможно, именно для того, чтобы создать впечатление стремительного полёта, мастер дописал ласточкам по два длинных пера с круглым концом, которых ни у одного вида ласточек никогда не было. Позднее та же деталь появляется в других изображениях ласточек на фресках и вазах из Акротири, очевидно, под влиянием именно этой фрески. 

По мнению учёных, ласточка – не простая вестница весны, и, если уж она попала в иконографию, значит, она занимала важное место в ферейских ритуалах и мифах. Ещё одно предположение сводится к тому, что образ ласточек, которые «выражают свою любовь в воздухе», представляет собой изображение флирта, редкое для эгейского искусства. В иконографии II тысячелетия до н.э. эротические сцены между людьми отсутствуют, поэтому изображение кокетливых пар птиц или животных служило символическим тактичным средством выражения любви.  

Священный брак

Эротический мотив в религиозном контексте подтверждает и необычный предмет, обнаруженный в святилище – деревянная кровать, обтянутая шкурой быка. Археологи воссоздали её по той же технологии, по которой восстанавливали обстановку домов в Помпеях: путём заливки гипса в выгоревшие углубления.

У современного человека невольно возникает вопрос: как могла кровать оказаться в сакральном помещении? Ответ предельно прост – на ложе, вероятно, справлялся «священный брак» между жрецом и жрицей. Этот ритуал мог носить характер игровой, символической инсценировки отношений между полами. Но мог представлять собой и реальный союз мужчины и женщины, как магическое средство вызвать плодородие земли.

Надо сказать, что интереснейшей проблематике персонификации сил растительного мира в виде существ мужского и женского пола и магических ритуалов, связанных с культом природы, посвящена специальная литература. Тем, кто хотел бы познакомиться с живописными примерами первобытных культов, можем посоветовать обратиться к работе Джеймса Джорджа Фрэзера (1854–1941) «Золотая ветвь: Исследование магии и религии». Две главы из первого тома монографии британского этнографа, в которой он исследует истоки религиозных верований, так и называются: «Отношение полов и его влияние на растительность» и «Священный брак».

Источники:

Акимова Л.И. Искусство Эгейского мира. Троя. Киклады. Крит. Фера. Микены. – М.: БуксМАрт, 2020. – 656 с.: мл.

Сайт Национального архитектурного музея, Афины, Греция: www.namuseum.gr

Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2 т. Т.1: Гл. I-XXXIX / Пер. с англ. М. Рыклина. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. – 528 с. – (Боги и учёные).

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *