Тема священных деревьев и растений в искусстве Эллады, затронутая в статье о ферейских фресках из Святилища крокусов, может быть раскрыта на собственно греческом примере. Поможет нам в этом колоннада Храма Геры, древнейшего из дошедших до нас дорических периптеров.
Герайон (Heraion), как называют храмы Геры, был возведён в Олимпии, одном из важнейших религиозных центров Греции, в VIII в. до н.э. Позднее он перестраивался: сегодня мы видим руины третьего храма конца VII – начала VI вв. до н.э., который был разрушен землетрясением и больше не восстанавливался.
Храм представлял собой традиционную для своего времени дерево-сырцовую конструкцию: цоколь возвели из известняка-ракушечника, верхнюю часть стен из кирпича-сырца, перекрытия и колонны были деревянными. К слову, после землетрясения, разрушившего Герайон, кладка из необожжённого кирпича постепенно превратилась в толстый слой глины. Именно в ней в 1887 году была обнаружена скульптура «Гермес с младенцем Дионисом», автором которой считается великий греческий скульптор Пракситель.
А вот с деревянными колоннами получилась красивая история длиной в несколько веков. Когда дерево приходило в негодность, греки заменяли колонну каменной, при этом остальные деревянные опоры бережно оставляли на своих местах. Откуда это известно?
Во-первых, греческий путешественник Павсаний во II веке н. э. застал последнюю деревянную колонну Герайона и упомянул её в своём труде-путеводителе «Описание Эллады»: «…Стиль храма – дорический, вокруг него стоят колонны. В задней камере одна из двух опор – дубовая».
Во-вторых, сохранившиеся до нашего времени колонны Герайона различаются между собой.
На иллюстрации из статьи американского учёного Philip Sapirstein хорошо видна разница в пропорциях, количестве блоков, форме капителей:
Считается, что по мере разрушения деревянные колонны заменялись, при этом заново ставившиеся колонны не повторяли точно форм старых деревянных образцов, а исполнялись каждый раз в стиле своего времени. Стилевые отличия и размеры колонн настолько разнообразны, что их разновременность не вызывает сомнений. Поэтому развалины храма Геры дают возможность проследить изменение пропорций колонн дорического ордера, начиная с VII века до н. э. и кончая эпохой римского владычества.
Почему же греки так крепко держались за свои деревянные колонны? По мнению некоторых авторов, в частности, О.А. Кифишиной, это связано с их особым отношением к священным деревьям. Традиция почитания деревьев, скорее всего, была воспринята греками с Востока. Начиная с VIII в. до н.э. образ священного древа входит в архитектуру и включается в конструктивную систему нарождавшегося греческого ордера, становясь колонной. Поэтому деревянные колонны были не просто опорой, но ещё и сакральным объектом, они ценились гораздо выше каменных и в самых чтимых храмах заменялись лишь по мере необходимости.
Источники:
1) Кифишина Оксана Анатольевна. “Священное древо: от Востока к Греции. Эволюция образа”. – Преподаватель ХХI век, no. 1, 2008, pp. 172-176.
2) Philip Sapirstein. The Columns of the Heraion at Olympia: Dörpfeld and Early Doric Architecture. – American Journal of Archaeology, no. 120 (4), October 2016
Здравствуйте, а не поделитесь pdf документом “Philip Sapirstein. The Columns of the Heraion at Olympia: Dörpfeld and Early Doric Architecture.” Был бы очень признателен, на просторах интернета он везде платный…