План описания и анализа живописи

< 1 мин.

1. Введение

  • О каком произведении речь? Автор, название, дата, собрание, техника (в виде полноценных фраз, а не каталожной справки). Биографию пересказывать не нужно.
  • Цель и задачи работы (4-5 фраз во введении). О чём и для чего вы её пишете? Почему выбраны именно эти произведения? Как именно будет производиться анализ? Для чего этот анализ нужен? Зачем нужно сравнивать произведения?
  • Вводные слова о периоде, стиле, эпохе…

2. Описание и анализ произведения

В каждой из подчастей проводится взаимосвязь между формальным приёмом и образом. В случае сравнения произведений описание и анализ идут либо последовательно (второе произведение сравнивается с первым), либо параллельно.

Описание произведения

  • что изображено?
  • жанр, тема, сюжет

Композиционная схема и её функции

  • размер
  • формат (вертикально и горизонтально вытянутый, квадратный, овальный, круглый, соотношение изображения и формата)
  • рама
  • геометрические схемы
  • основные композиционные линии
  • равновесие, соотношение частей изображения друг с другом и с целым
  • последовательность рассматривания

Пространство и его функции

  • перспектива, точки схода
  • плоскостность и глубина
  • пространственные планы
  • дистанция между зрителем и произведением, место зрителя в пространстве картины или вне его
  • точка зрения и наличие ракурсов, линия горизонта

Светотень, объём и их роль

  • объём и плоскость
  • линия, силуэт
  • источники света, время суток, эффекты освещения
  • эмоциональное воздействие света и тени

Цвет, колорит и его функции

  • преобладание тонального или локального колорита
  • тёплый или холодный колорит
  • линейность или живописность
  • основные цветовые пятна, их отношения и их роль в композиции
  • тон, валеры
  • рефлексы
  • эмоциональное воздействие цвета

Фактура поверхности (мазок)

  • характер мазка (открытая фактура, гладкая фактура)
  • направленность мазков
  • размер мазка
  • лессировки

3. Заключение

Повтор основных выводов, касающихся образа, смысла произведения.

Источник:

Елена Якимович, искусствовед, историк фотографии, кандидат искусствоведения

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *