1. Введение
- О каком произведении речь? Автор, название, дата, собрание, техника (в виде полноценных фраз, а не каталожной справки). Биографию пересказывать не нужно.
- Цель и задачи работы (4-5 фраз во введении). О чём и для чего вы её пишете? Почему выбраны именно эти произведения? Как именно будет производиться анализ? Для чего этот анализ нужен? Зачем нужно сравнивать произведения?
- Вводные слова о периоде, стиле, эпохе…
2. Описание и анализ произведения
В каждой из подчастей проводится взаимосвязь между формальным приёмом и образом. В случае сравнения произведений описание и анализ идут либо последовательно (второе произведение сравнивается с первым), либо параллельно.
Описание произведения
- что изображено?
- жанр, тема, сюжет
Композиционная схема и её функции
- размер
- формат (вертикально и горизонтально вытянутый, квадратный, овальный, круглый, соотношение изображения и формата)
- рама
- геометрические схемы
- основные композиционные линии
- равновесие, соотношение частей изображения друг с другом и с целым
- последовательность рассматривания
Пространство и его функции
- перспектива, точки схода
- плоскостность и глубина
- пространственные планы
- дистанция между зрителем и произведением, место зрителя в пространстве картины или вне его
- точка зрения и наличие ракурсов, линия горизонта
Светотень, объём и их роль
- объём и плоскость
- линия, силуэт
- источники света, время суток, эффекты освещения
- эмоциональное воздействие света и тени
Цвет, колорит и его функции
- преобладание тонального или локального колорита
- тёплый или холодный колорит
- линейность или живописность
- основные цветовые пятна, их отношения и их роль в композиции
- тон, валеры
- рефлексы
- эмоциональное воздействие цвета
Фактура поверхности (мазок)
- характер мазка (открытая фактура, гладкая фактура)
- направленность мазков
- размер мазка
- лессировки
3. Заключение
Повтор основных выводов, касающихся образа, смысла произведения.
Источник:
Елена Якимович, искусствовед, историк фотографии, кандидат искусствоведения